Шагни навстречу пожилому человеку. «Воспоминания во имя будущего»

Под таким названием в Орловской областной организации общества «Знание» состоялся региональный семинар, посвященный 65-летию освобождения г. Орла и области от фашистских захватчиков.

Собрались на него люди разных профессий и возрастов, живущие в центре и отдаленных поселках Орловщины. Их всех объединяет одно общее дело — образовательная работа с пожилыми людьми. Движут ими — огромное уважение к старшему поколению и желание наладить полноценную, интересную, активную жизнь людей и после выхода на пенсию. Кто-то делает это заинтересованно и творчески, выполняя свои служебные обязанности в учреждениях соцзащиты, как А. Т. Гришина из Болхова, Н. М. Быкова из г. Орла, Н. И. Зимина из Шаблыкино. Другие — постоянно общаются с пожилыми в своих библиотеках и клубах, как В. И. Агибалова из Кром и И. В. Половых из Долгого; в редакции местной газеты, как, например, журналистка из Корсаково В. Д. Иванова; в общественной организации, как представители советов ветеранов А. Ф. Антонов из Тросны, Т. Д. Громова из Залегощи.

Собрала их всех на обучение новым методам работы с представителями старшего поколения Орловская областная организация общества «Знание».

Свет знаний

К слову сказать, областному «Знанию» исполнилось в мае 60 лет. Представьте себе: совсем недавно закончилась самая разрушительная в истории война, город Орел лежит в руинах, а многие деревни стерты с лица земли. И в такой тяжелейший момент главный орган власти Орловщины — облисполком, рассматривая вопросы о выводе населения из землянок, о восстановлении электростанций и другие проблемы, принимает решение о создании в области общества «Знание». Научные, политические, правовые и другие познания объявлялись столь же необходимыми для народа, как и свет, жилье, еда и т. д.

Целые десятилетия общество «Знание» оправдывало свое предназначение, активно пропагандируя знания в трудовых коллективах и по месту жительства. Сейчас, в новых условиях, одним из важных направлений деятельности областной организации, подчеркнула на открытии семинара председатель ее правления кандидат социологических наук Т. М. Кононыгина, стала работа с целевой группой — пожилыми людьми. Уже одиннадцать лет действует Орловский народный университет золотого возраста, «Всероссийский ресурсный центр геронтообразования», созданный при грантовой поддержке Института международного сотрудничества немецкой ассоциации народных университетов (представительство в РФ, г. Санкт-Петербург). Сотни пожилых орловцев на девяти факультетах университета обучаются работе на компьютере, основам здорового образа жизни, развивают творческие способности, осваивают приемы психологической самоподготовки, изучают современное законодательство и т. д.

В Орловской областной организации общества «Знание» накоплен богатейший опыт образовательной работы с пожилыми людьми. Изучать его приезжают коллеги из всех федеральных округов России; определенный интерес вызывает он и за рубежом. Естественно желание правления «Знания» передать свой опыт прежде всего землякам. Тем более что уже в ряде районов успешно действуют филиалы университета золотого возраста и есть немало людей — ярких личностей с щедрой душой, которые жаждут получить дополнительные навыки работы с пожилыми людьми, освоить новые методы.

Необходимо упомянуть об источнике финансирования семинара. Это немецкий фонд «Память, ответственность и будущее». Тот фонд, от которого узники фашизма, наши граждане, угнанные во время войны в неволю, получили денежную компенсацию. Теперь, когда закончена выдача марок, фонд стремится хоть в какой-то степени помочь другой категории российского населения — «детям войны». Через образовательные программы, через гуманитарные акции и т. д. Обучение специалистов для работы с «детьми войны» тоже входит в круг интересов фонда.

Местных спонсоров, так же как и органы власти, это мероприятие, к сожалению, не заинтересовало.

Философия «до…»

И это не случайно. На национальном уровне в России нет ни одной четко сформулированной программы, посвященной пожилым людям. Действовавшая ранее программа «Старшее поколение» закрылась несколько лет назад. Ее ничто не заменило. Нет и ясной политики по поводу непрерывного образования в течение всей жизни, в том числе и в пенсионном возрасте, нет системы образования взрослых. Россия подписалась под документами Мадридской конференции по старению, которая приняла умный план действий. Но делается по его реализации в нашей стране очень мало. Хотя положение российских стариков далеко от желаемого.

Какие проблемы пожилых видятся наиболее серьезными? Их немало:

— экономическая беспомощность (пенсии в нынешнем виде унизительны и оскорбительны, в результате чего большинство пенсионеров являются самым бедным слоем общества);

— невостребованность (государство и общество видят в пенсионерах только потребителей и приучают их самих к такой самооценке; активность пожилых им не нужна);

— исключение из информационного поля (связи с прежними трудовыми коллективами порваны, чаще всего потому, что их не стало в прежнем виде; подписаться на газеты и журналы пенсионеры не в состоянии из-за их дороговизны; нет привычных органов, куда люди обращались ранее со своими вопросами и проблемами);

— негативное отношение общества к старости (у нас господствует философия «до»: старики обречены дохаживать, доедать и вообще доживать);

— пожилые не видят путей решения своих проблем, а потому живут ностальгией по советским временам, живут с постоянным чувством неудовлетворенности (а это страшно и для пожилого человека, и для тех, кто рядом с ним).

Одна из участниц семинара сделала категорический вывод: можно говорить о дискриминации по возрасту: у нас в России пожилого человека могут уволить. Ему трудно устроиться на новую работу, и обучиться другой специальности негде. Нередко он лишается медицинской помощи: в больницы стариков берут крайне неохотно, лекарства для лечения на дому недоступны из-за дороговизны, а льготникам попросту не выписывают рецепты. Особенно сложное положение у сельских пожилых. Ремонт жилья, подвод топлива, поездка к врачу, оформление документов — все превращается в неразрешимую проблему.

В то же время старшее поколение обладает такими ресурсами, которыми неразумно не воспользоваться. Это обширные познания: пожилые являются самой образованной частью нынешнего общества. Это мудрость как следствие солидного жизненного, эмоционального опыта. Это, с известными ограничениями, определенный экономический ресурс: есть квартира, есть, пусть и маленькая, пенсия. Все это позволяет пожилым многое сделать и для себя, и для других, для общества. Среди них много неравнодушных людей, обладающих свободным временем, свободой высказывания, свободой действий. Надо только пойти этим людям навстречу, поддержать их, помочь им в стремлении к дальнейшему развитию.

И все же нельзя не признать: пусть и медленно, но положение старшего поколения улучшается. На местах в нашей области делается многое для их поддержки. Есть первые шаги по признанию образования пожилых со стороны власти. В Новосильском районе, например, администрация официально поддерживает филиалы Народного университета золотого возраста. Небольшие средства выделил для этого университета мэр г. Орла.

Личная судьба и история

В образовательной работе с пожилыми важное место занимают воспоминания. Биография каждого человека — это часть истории. Любой из нас является или непосредственным участником исторических событий, или их очевидцем. Вспомнить какие-то факты своей жизни — это значит заново чему-то порадоваться, оживить в памяти светлые образы, распрощаться с засевшей в душе обидой. А еще — с высоты прожитых лет оценить свои поступки, свой труд, осознать их значимость, увидеть их в связи с прошлым и будущим.

Но как вызвать человека на воспоминания, побудить к откровенности? В современной образовательной практике существует немало способов. С некоторыми из них познакомились участники семинара.

«Чемодан жизненного пути». С этой формой работы познакомила участников семинара профессор Орловского института искусств и культуры В. П. Якунина. В старом чемодане, сохранившемся где-то на антресолях, собраны старинные или просто старые вещицы. Каждая из них вызывает уйму воспоминаний, дорогих для пожилых, любопытных для молодежи. Сам чемодан куплен 50 лет назад, когда его владелица ехала на работу по распределению (между прочим, это понятие незнакомо нынешним выпускникам). А вот облигации госзайма: их приобретали в добровольно-принудительном порядке. А это так называемый частый гребешок — свидетель массовой завшивленности населения в годы послевоенной разрухи. Вышитый своими руками рушник, самодельная игольница — милые предметы, украшавшие скудный быт.

— Не выбрасывайте давнишние вещи, которые дороги старикам, — обращается к молодым Валентина Петровна. — Мы уйдем, а вещи останутся и расскажут о нашем времени. Как бы хотелось, чтобы у нас появился домашний музей!

«Год истории в моей жизни». Все предельно просто, как будто играем в старое домашнее лото: из мешочка каждый вынимает один бочонок и к его цифре прибавляет спереди 19. Получается, к примеру, 1985 и т. д. Чем знаменателен этот год в вашей жизни или в жизни семьи или страны? Удивительны ответы:

— «родила единственного своего сына, которым очень довольна»;

— «моя первая поездка в Ленинград»;

— «умер любимый дедушка-фронтовик»;

— «вывела свой первый сорт…»;

— «это год Московской Олимпиады»;

— «вернулись с фронта оба деда и дожили до 86 лет. Очень горжусь ими»;

— «первая русская революция»;

— «в этот год мои раскулаченные дед и бабушка осели на Урале, который стал моей малой родиной»;

— «впервые была на море…»

Т. М. Кононыгина, придумавшая этот способ общения, довольна: игра позволила по-иному построить работу с воспоминаниями, которые объединяют личную судьбу и историю.

«Разговорное кафе». Об этом способе рассказала сотрудница «Знания» Е. Н. Меркушкина. В отличие от предыдущего, этот способ требует предварительной подготовки. Разговор о школьных годах, подготовленный ею, вызвал большой интерес. Его участники принесли с собой фотографии, похвальные грамоты военных лет и табели об успеваемости на тетрадных листочках, пионерские галстуки и горн, вспомнили песни и танцы давних лет. И своих любимых учителей, и одноклассников. И дружбу, и верность, и первую любовь.

«Вся их жизнь — подвиг». Так назвала свой проект Е. И. Карнюшина, ответственный секретарь Орловского союза женщин. Несколько лет она собирает материалы о вдовах, потерявших мужей на войне. «Таких материалов нет ни в одном архиве, — рассказывает Евгения Ивановна. — О вдовах просто никто не вспоминал. А ведь это героическое поколение. Они всю жизнь жили в экстремальных условиях, с одной заботой — сохранить детей, воспитать их хорошими людьми. Подвиг предполагает память о нем. Поэтому первая книга собранных воспоминаний названа «Поставьте памятник вдове». Сейчас вышел второй сборник — «Время вдов».

Память позволяет идти вперед, опираясь на то, что было. Память о подвиге вдов учит высоким нравственным качествам: верности в любви, взаимной помощи, твердости духа, самопожертвованию ради спасения детей.

Сборники, подготовленные Карнюшиной, — плод коллективного труда активистов ветеранского и женского движения, журналистов. Она призвала всех, кого тронула эта тема, принять участие в дальнейшей работе.

Журнал «Золотая осень», который выпускает пресс-группа общества «Знание», — тоже один из эффективных способов собирания и сохранения воспоминаний. «Война глазами детей войны», «Бабушки — о внуках, внуки — о бабушках», «Мой любимый учитель», «Моя первая книжка» — под этими рубриками опубликованы любопытнейшие факты, мелкие, но такие колоритные детали быта, труда, отдыха, а еще — настроения, мыслей…

Семинар проходил всего два дня. Конечно, хотелось бы пообщаться побольше, обменяться опытом, еще и еще раз испытать предложенные методы и способы на себе, чтобы перенести их в свою каждодневную работу с пожилыми, внести в нее светлый луч.

Участники семинара выразили искреннюю благодарность председателю правления областной организации общества «Знание» Т. М. Кононыгиной и всем, кто поделился ценным опытом.

Светлана Дьячкина.