Школа № 11: «…В бюджете не предусмотрено»

5 миллионов рублей выделил губернатор Орловской области на ремонт 11-й школы. Об этом во всеуслышание, как по команде, протрубили орловские СМИ. Губернатор опять выглядит благодетелем, спасителем, который, несмотря на занятость куда более сложными вопросами, вынужден латать дыры, исправлять ошибки нерадивых чиновников и депутатов. Он, оказывается, и не знал, как все запущенно! И, говорят, очень сердился. Старая и отработанная схема: сначала ситуация доводится до абсурда, до кризиса, а потом на сцене появляется Он, губернатор, — и все понимают, что без него никуда, без него просто гибель, ну как мы без него?

История с 11-й школой не стала исключением в этом смысле. Трагедия в Оренбургской области не на шутку испугала чиновников, ответственных за безопасность наших детей. И школу, в которой весной этого года начался, но к 1 сентября не закончился капитальный ремонт, закрыли, предоставив суду решать ее дальнейшую судьбу. Строевщина по привычке попыталась обратить скандал в свою пользу, переложив ответственность на крайнего. В данном случае это оказалось тем более соблазнительно для губернаторской команды, что в роли крайнего можно было выставить П. А. Меркулова — депутата областного Совета, баллотировавшегося по округу № 1 (где как раз и расположена 11-я школа). Как известно, этот бывший губернаторский зам с некоторых пор стал одним из главных оппонентов областной власти.

По орловскому телевидению на прошлой неделе показали репортаж со схода граждан, возмущенных закрытием школы в разгар учебного года. Но глас народа, по версии телевидения, оказался голосом лишь одной женщины, которая упрекнула депутата Меркулова в бездействии. Горожанка, которой был предоставлен микрофон и эфирное время, конечно, могла и не знать того, что не могли не знать чиновники областной администрации, курирующие телевидение. А именно, что в конце мая 2007 года, вскоре после избрания нынешнего областного Совета, депутат Меркулов встречался со своими избирателями, чтобы официально принять от них наказы. В протоколе собрания, который подписали 152 жителя округа № 1, действительно записано, в частности: «Провести капитальный ремонт школы № 11 г. Орла». По закону Орловской области «О наказах избирателей…» на их исполнение выделяют специальные бюджетные деньги, каждый депутат обязан довести до исполнительной власти то, в чем нуждаются люди в округах, а исполнительная власть в свою очередь обязана реагировать, то есть составлять план и смету, определяться с объемом работ, подрядными организациями и так далее, чтобы наказ был выполнен. На то она и исполнительная власть. Уже в первых числах июня 2007 года Меркулов в письменной форме просил председателя областного Совета И. Я. Мосякина внести вопрос о наказах избирателей округа № 1 в повестку дня очередной сессии Совета. Дальнейшая судьба наказов полностью зависела от воли областных чиновников.

Но вот что ответил председателю областного Совета руководитель департамента социальной политики Орловской области В. В. Поляков в ноябре 2007 года: «Уважаемый Иван Яковлевич! Департамент социальной политики Орловской области рассмотрел наказы избирателей… и считает, что депутаты недостаточно внимания уделяют проблемам областных государственных образовательных учреждений… Несмотря на то что законом Орловской области от 20.12.2006 года № 648-ОЗ утверждена программа развития образования на 2006—2010 годы, где отдельным разделом определены областные образовательные учреждения, нуждающиеся в капитальном ремонте, и необходимый объем финансовых вложений, финансирование данных мероприятий не предусмотрено ни в областном бюджете на 2007 год, ни в проекте областного бюджета на 2008 год. Исходя из вышеизложенного, департамент социальной политики Орловской области просит при формировании бюджета области на 2008 год — 2010 годы предусмотреть необходимое финансирование программы развития образования Орловской области».

При всей безапелляционности данного письма оно красноречиво свидетельствует, что в областной администрации еще осенью 2007 года знали о положении орловской школы № 11 и других учебных учреждений, нуждающихся в капитальном ремонте. Знали, но все списали на нерадивость депутатов облсовета, которые якобы не заложили нужные суммы в бюджет. И бесцеремонность подобного упрека может действительно сбить с толку, если не вспомнить о том, что именно администрация Орловской области и, в частности, департамент социальной политики формируют областной бюджет, который областной Совет лишь утверждает с поправками или без них.

Получается, мы им про Фому, а они нам про Ерему. Так, может быть, поэтому школа № 11 так и осталась неотремонтированной? Как, кстати, и школа № 22 в Советском районе города Орла. Помнится, один из будущих депутатов областного Совета, предвыборным штабом которого руководил тот же В. В. Поляков, клятвенно обещал в своих агитационных листовках, что капитальный ремонт старого корпуса 22-й школы будет завершен в кратчайшие строки. И что? Воз и ныне там. Опять депутат виноват или все-таки руководитель департамента социальной политики?

Два миллиона рублей на 11-ю школу каким-то чудом были выделены из скудной городской казны лишь в мае года нынешнего. И это не благодаря, а, скорее, вопреки действиям областной администрации, которая, как видим, даже не посчитала зазорным отказать городским избирателям в их законных требованиях, переданных через своего представителя в облсовете.

Отсроченный еще на год капитальный ремонт 11-й школы, которого та ждет уже 50 лет, не мог быть скорым и успешным. Немудрено, что, начав поздней весной, подрядчики просто не справились с объемом работ до начала нового учебного года. Ну а дальше была трагедия в Оренбургской области и волевое решение орловского областного управления Роспотребнадзора, которое потребовало школу закрыть, занятия в ней прекратить, пока в ходе судебного разбирательства не выяснится, безопасно ли ремонтировать школу одновременно с обучением в ней детей или сначала нужно закончить (как вариант — остановить) все ремонтные работы, а потом уже запускать в здание школьников.

Как видим, все сошлось как нельзя хуже. Но совпадение обстоятельств не оказалось бы столь роковым, если бы капитальный ремонт орловских школ проводился планомерно и финансировался в десять раз больше, чем это может себе позволить городской бюджет в его нынешнем положении, за которое, кстати, во многом ответственна и областная власть. (Вспомните хотя бы нашумевшую историю с «изъятием» городских земель в областную собственность, что напрямую связано с доходами бюджета).

«Назначением крайних» можно, конечно, на какое-то время подпитать стремительно падающий авторитет губернатора и областной власти в целом, но школы и наших детей этим не спасти. 5 губернаторских миллионов нужны были 11-й школе не сегодня, а еще позавчера. Ведь в Орле чуть ли не каждая третья школа, как и 11-я, имеет деревянные перекрытия, которые за долгие годы, увы, не стали крепче и надежнее. На этом фоне очередной «пиар-ход», предпринятый областной властью, выглядит откровенной и весьма банальной показухой, которая если еще и срабатывает, то только благодаря замалчиванию всех обстоятельств дела. А дела-то, при ближайшем рассмотрении, неважные: на одного депутата или мэра всю ответственность за них не свалить.

Андрей Грядунов.