Красная строка № 27 (293) от 19 сентября 2014 года

Спасибо, что выбрали нас!

Выборная кампания и. о. губернатора Вадима Потомского, проходившая на фоне никчемных конкурентов, закончилась уверенной победой. Среди посулов электорату, как всегда, было достаточно «пустышек». Хотя отдельные свершения новое областное правительство уже сегодня может уверенно записать на свой счет. Именно при его неустанном попечении с 20 июня с. г. одна интересная компания организовала распространение льготных проездных электронных карт. Любопытно: начнет ли областная прокуратура по жалобе гражданина-пользователя этого «сервиса» проверку на предмет незаконного присвоения государственных бюджетных средств?

Счастье по билетику

Напомним: идея осчастливить население универсальной электронной карточкой (УЭК) «обдумывалась» правительством Орловской области ещё несколько лет назад. Экс-губернатор Александр Козлов даже «заводил» на Орловщину инвестора, обещавшего, что мы будем платить за коммунальные услуги по единой квитанции с августа 2012 года. Тогда областным властям не удалось сломить сопротивление новациям.

Теперь всё гораздо серьёзнее. Еще весной Вадим Потомский встретился с президентом ОАО «Универсальная электронная карта», вице-президентом «Сбербанка» Алексеем Поповым. Вскоре был создан оператор для обеспечения онлайн-платежей по УЭК — Единый центр процессинга и биллинга Орлов­ской области. Это ОАО с уставным капиталом в миллион рублей, в форме государ­ственно-частного партнёрства.

С первого июля с. г. кондуктора в общественном транспорте и частные перевозчики, в том числе водители внутриобластных пригородных маршрутов, обязаны иметь валидатор — проще говоря, электронный терминал для учета числа льготников. Основную массу этой категории пассажиров в Орле перевозят два муниципальных предприятия — ПАТП и ТТП, в также ОАО «Орелавтотранс» (автовокзал), заключающий договоры с частными перевозчиками, такими, например, как ОРООПП «Логос» с москов­ской пропиской владельца.

Каждому пенсионеру, имеющему право на льготный проезд, вручили проездной билет нового образца со штриховым кодом. Теперь при необходимости он должен предъявить этот билет кассиру на вокзале или кондуктору в транспорте и получить разовый проездной билет до пункта назначения. Этот немудрёный процесс с помощью электронных приборов якобы надёжно фиксируется и транспортная организация в любой момент имеет достоверную информацию о количестве по Орлу и области льготных поездок. А это, в свою очередь, является для перевозчика основанием получать из областного бюджета компенсационные выплаты. Всё как по нотам! Заработал — получи! Казалось бы, всё справедливо и хорошо. Но…

Дьявол
в подробностях

Депутат Орловского горсовета 2 и 3 созывов Юрий Малютин иногда ездит в населенный пункт Образцово автобусом «Орел-Нарышкино» и медленно звереет. Сначала в кассе автовокзала, наряду с электронной карточкой, у него требуют удостоверение личности, которое он по извинительной в его годы рассеянности постоянно забывает. Хорошо, что с недавнего времени перестали спрашивать пенсионное удостоверение, «посеять» которое, а потом восстановить в наших бюрократических реалиях — истинная трагедия!

Дальше, натурально, кассир выдает ему билетик. А там маленькими такими буковками написано, что это льготный проезд, соответственно цена — «ноль» рублей, зато указано место пассажира, время отправления и тот населенный пункт, до которого надобно. Рядом в кассу за билетиком стоит обычный смертный. И он уже платит полную сумму. До того же Образцово, как выяснил любознательный Юрий Малютин, поездка ему обойдется в пятнадцать рублей. А, например, до Нарышкино — аж в сорок.

Затем счастливый льготник, образно говоря, «держа в зубах билетик», идет в автобус, усаживается на свое законное место и ждет отправляющую. Та проверяет проездные документы, сверяет ведомость и объявляет, что льготники должны снова предъявить свои электронные карточки водителю, для отметки на его валидаторе.

Сначала-то бывший депутат вслух удивлялся: а зачем всё это, ведь свою электронную карточку он уже демонстрировал в кассе. Но ему популярно объяснили, что работники автопредприятия совершенно бескорыстно на добровольной основе только лишь проверяют законность обладания этим чудом двадцать первого века. А вот пустить его в действие и зафиксировать льготу при помощи платежного терминала — прерогатива водителя. Ведь автопредприятие само не возит, а лишь сотрудничает с частными перевозчиками, ну с тем же ОРООПП «Логос» или ОРНПП «Альтернатива». И уже этим перевозчикам, заключившим соответствующие договора и отстегивающим соответствующие проценты от ежедневной выручки Единому центру процессинга и биллинга, причитаются компенсационные выплаты из областного бюджета.

Открылась бездна

Рядовым-то пенсионерам-льготникам, забравшимся в автобус на автовокзале или даже подсевшим на промежуточной остановке, все равно: передал свою карточку водителю, тот молча чиркнул ею по валидатору, и будь здоров! Даже талончиков, выкрутившихся из умного электронного прибора, не по­просят. Да не таков Юрий Малютин. Он скрупулезно требует от водителя свои талончики. Читает их и коллекционирует, наклеивая в специальную тетрадочку рядом с проездными билетами, чтоб, значит, совпадали по дате и времени поездки. Зачем ему это странное занятие?

А вот, оказывается, почему: в одну из поездок, после манипуляций с его электронной карточкой, открылась вдруг ему жуткая истина. И задумал он в ней удостовериться! «Не получается ли так, — мыслит бывший народный избранник, — что областной бюджет разбазаривается со страшной силой при помощи этих «гаджетов»? И деньги текут в карманы затейников и выгодополучателей от внедрения онлайн-платежей на транспорте аж в три ручья?

Судите сами: льготник платит за свою электронную карту распространителю 300 рублей, и какая-то доля от этих денег вкладывается в конкретную поездку. Это раз. Затем, выдавая билет, автовокзал фиксирует льготу, и она должна быть компенсирована полновесной суммой за поезд­ку от точки отправления до точки прибытия. Это два. А затем водитель, работающий на частного перевозчика, прокатывает карточку через валидатор и опа: фокус! На талончике, который даже не интересен льготнику (ведь «мы ленивы и нелюбопытны» — еще Пушкин писал) ничего не отмечено, кроме времени и даты поездки, а также имени водителя. Зато перевозчик «урвет» из государственного бюджета компенсацию за доставку пассажира до Нарышкино, или, скажем, до Долгого, или Красной Зари. Это три.

Водителю пригородного маршрута некогда, да и невыгодно возиться с терминалом и пробивать копейки льготника до какого-нибудь села Гадюкино. А валидаторы не обладают еще таким искусственным интеллектом, чтобы читать мысли льготников: до какой им остановки — промежуточной, за 12 рублей, от одной деревни до другой, или до конечной станции, за 500 «сиреневеньких» — доехать? «Дерут по полной», — рассудил Юрий Малютин и обратился в прокуратуру.

В белом плаще
с кровавым подбоем…

По поднадзорности проверка была поручена прокуратуре Железнодорожного района. Через пару недель бывший нардеп получил ответ за подписью и. о. прокурора района младшего советника юстиции Ивана Онищенко.

По традиции, рожденной, видно, еще во времена прокуратора Понтия Пилата, прокуратура ЖД района «умыла руки». Дескать, оператором по реализации электронных карт и обслуживанию валидаторов является ОАО «Единый центр процессинга и биллинга Орловской области», который передает инфу о количестве поездок льготников в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства областного правительства. Этот последний возмещает из регионального бюджета расходы перевозчиков. Делается все сугубо в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением правительства области от 31 декабря 2013 года № 479.

В этом «порядке» прописана и формула не для средних умов, по которой производятся выплаты: Ki = (A/ 12) x (РПi / PO). Покопайтесь! Это посильней Фауста Гете и теории Эйнштейна! Ну а поскольку в формуле ничего не сказано про промежуточные или конечные остановки, а также поскольку прокуратура ЖД района не осуществляет надзор за деятельностью Департамента строительства, транспорта и т. д. — обращайтесь в областную прокуратуру!

Делать нечего, пошел Малютин в областную прокуратуру, и повезло: явочным порядком попал на прием к самому начальнику управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Максиму Гришину. Тот заинтересовался конспирологией льготника, забрал тетрадку с коллекцией талончиков из-под валидатора: «Юрий Иванович, даю вам честное слово, что эту проверку я немедленно возьму под постоянный личный контроль!».

Это было во вторник, 2 сентября. Пенсионер поделился неожиданным поворотом дела с автором этих строк. Аз же многогрешный через несколько дней позвонил Максиму Гришину. Как, мол, там дела с контрольной проверкой? «В белом плаще с кровавым подбоем прокуратор Иудеи», пардон, начальник управления по надзору за соблюдением… сказал, что порядок такой: сначала он должен получить на руки письменное обращение жителя города, а он его не получал, видимо, еще не дошло через канцелярию. Будет начата прокурорская проверка, и только уже потом, в соответ­ствии с официальным месячным сроком, гражданина проинформируют о ее результатах.

Итак, что же мы имеем, господа присяжные заседатели? Фирму с юридическим адресом на бланках, по которому расположено кафе «Ягодка» на улице Ленина, и которая с благословения региональных властей под неусыпным контролем областного Департамента занимается реализацией электронных проездных льготникам, заключив договора с частными и муниципальными перевозчиками области и получая за это примерно по 4 процента от их ежедневной выручки. Перевозчиков, водители которых неизвестно на какие суммы и за какие расстояния от точки А до точки Б отчитываются, пропустив эти электронные карточки через платежные терминалы. Областной бюджет, который должен компенсировать эти непонятные, а может быть — просто гигантские расходы. Имидж постиндустриальной, «электронной» и всё компьютерно учитывающей орловской бюрократии, возглавляемой губернатором, который не бросается предвыборными обещаниями «чипизировать» население. Прокуратуру, которая, судя по всему, спустит жалобу неравнодушного обывателя «на тормозах». Все довольны, все смеются?

Леон Коленвалов.

самые читаемые за месяц