В городе О круглые сутки льются светло песни и шутки…

— Какая жаль! — говаривал мой сын в годы почти младенческие, едва научившись говорить, во времена своих детских разочарований.

«Какая жаль!» — повторим мы вслед за ним, узнав, что после года творческих поисков и напряженной, упорной работы соискатели звания «создатель гимна муниципального образования город Орел» так и остались ни с чем. А мы — вместе с ними. Гимн у Орла так и не появился. Какая жаль!

Ведь гимн — это именно то, чего нам так, до судорог телесных, не хватало. Всё есть в городе, многое — даже в избытке. Не было только торжественной песни в нашу славу.

Творческим личностям, профессиональным союзам и разным креативным коллективам мэрия отпустила на муки творчества целый год! Симфонию можно родить — было бы кому! Но создать гимн Орла в депрессивный период, в депрессивном, вымирающем регионе — дело посложнее, чем симфоническая музыка!

По условиям конкурса в одном произведении нужно было вместить патриотику, героику, исторические реминисценции и гордость за настоящее. Последнее особо восхищало.

Некоторые дотошные, исполнительные и педантичные конкурсанты придерживались всех пунктов требований, не отходя от них ни на йоту, стремясь в великих страданиях вместить в гимн всё, что в Орле есть, когда-то было и даже то, чем у нас отродясь не пахло, после чего конкурсные произведения, которые предполагалось исполнять хором и соло, выходили особенно комичными, а у некоторых — самых старательных, но не обремененных чувством меры, — наоборот, почти трагическими «ревостишиями», тоже почему-то вызывающими смех, легкое такое, совершенно не торжественное настроение, приличествующее гимну города.

Попытки совместить героическое, славное, спорное, но все равно интересное прошлое с нынешним унылым настоящим — провальная затея, которая ни во что дельное вылиться не могла изначально. Палочкой-выручалочкой для гимна могла послужить его мелодия, если бы, конечно, местные претенденты на создание главной торжественной песни «муниципального образования» смогли родить что-нибудь гениальное. Как минимум — нечто самобытное и запоминающееся.

Увы! Даже финалисты наталкивали на мысль, что «где-то мы это уже слышали».

Музыка не спасла. Тогда должны спасти тексты! Все прозвучало: «первый салют», царь Иоанн Грозный — «Грозный царь», «гордая птица» и многое столь же привычное другое. Для самых нетерпеливых и начинающих, мечтающих вписать свое имя в историю областного центра с «гордым именем Орел» или просто, без затей слупить призовые 100 тысяч, в положении о конкурсе специально разъяснялось, какого рода стихи требовались. Вот цитата из положения: «Критериями оценки текста стихов к гимну города Орла являются: высокохудожественный поэтический уровень…».

Тем, кто чесал репу, натолкнувшись на слова «высокохудожественный» и «поэтический», давалось дополнительное разъяснение, после которого гимн мог бы написать даже ученик начальной школы. В тексте наиглавнейшей песни города должно обнаруживаться «соответствие признакам поэтического произведения», то бишь «рифма, размер, ритм, благозвучность».

Про жанровые особенности — «торжественный и идейно-патриотический характер» гимна — мы уже упоминали. Гимн без торжественности — это не гимн, а застольные страдания.

Увы! Тексты, представленные на конкурс, тоже не вдохновили. Патриотизм такого рода принято называть дежурным. Как-то не верилось, слушая представленное, что авторы верят в то, о чем поют.

Время… Подвело наше никудышнее, не подходящее для пафосных произведений время. Время ныне меркантильное и совсем не героическое. Какие уж тут гимны… Если отражать современность, то следовало петь примерно так:

А заводов больше нет —
не беда!
Посмотри: зато кругом —
красота!
Хуже быть гораздо могло,
Но спасает «Родное село»!

Рифма есть, над благозвучием можно поработать, социальный оптимизм присутствует. Гимн почти готов. Сочинить его может практически каждый. Надо лишь понять: зачем он, гимн этот, Орлу сегодня нужен? У меня складывается впечатление, что никто из конкурсантов до конца этого так и не понял. Сто тысяч за победу — неплохой стимул, однако хорошие гимны, господа, так не пишутся. Даже приличный гимн подъезда с такой мотивировкой не сочинишь. Только соседей посмешить.

А тексты есть. Да, они не полностью соответствуют высокому положению конкурса, но разве поэзию можно разложить по пунктам?

Одно из моих любимых, давнее (относительно, конечно) — короткое, замечательное произведение орловского поэта Алексея Перелыгина. Внемлите! «В городе О». Чем не гимн?

В городе О
Вдоволь рожают
И ничего
Не дорожает.

В речке ершей
Многие тыщи.
Нет алкашей,
Падших и нищих.

В хоре сердечном
И в партии сольной
Жизнью беспечной
Люди довольны.

Льются светло
Песни и шутки
В городе О
Круглые сутки.

Коротко? А кто сказал, что главная городская песнь должны быть обязательно многословна? И конкурсная комиссия может ошибаться. У стихотворения — потенциального гимна есть одно неоспоримое достоинство: это произведение не стареет и изумительно точно отражает эпоху. Написанное при Егоре Семеновиче, оно актуально и поныне.

Сергей ЗАРУДНЕВ.