Красная строка № 31 (337) от 28 августа 2015 года

Выборы, выборы… Кандидаты … разные

На столбах, дверях, заборах висят листовки с портретами кандидатов.
Позвольте, а почему на столбах и заборах? Неужели нельзя это безобразие как-нибудь упорядочить?
Оказывается — можно, более того, нужно.

В документе с длинным названием Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» есть специальная глава — «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдуме». Обратите внимание: речь идет о правах граждан, причем, правах, установленных законом. Так вот, в соответствии с этим законом (заранее попрошу извинения за длинную цитату) «Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка… Такие места должны быть удобны для посещения избирателями… и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений».

То есть на каждом избирательном участке должны быть выделены места для размещения агитации. Особо обращу внимание на то, что в законе говорится «места», а не «место»: то есть на территории каждого участка таких мест должно быть минимум два. Далее: места должны быть удобны для посещения избирателями. И, наконец, площадь мест должна быть достаточной для размещения материалов как избирательных объединений, так и избиркомов.

Это теория, что же у нас есть на практике? 14 августа «Орловская городская газета» опубликовала постановление главы администрации Орла Михаила Берникова «О выделении и оборудовании специальных мест для размещения печатных агитационных материалов на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва 13 сентября 2015 года». Даже беглое знакомство с этим постановлением вызывает вопросы: на большинстве избирательных участков выделены не «места», а только одно место для размещения агитации. В отдельных случаях указываются, например, «Информационные щиты у входов в подъезды № 2, 3 дома № 2» или «Информационные щиты у входов в подъезды дома № 51» — но, учитывая, что на территории участка находится до двух десятков многоквартирных домов, считать это несколькими местами можно с очень большой натяжкой.

А что там, на месте? Сколь места удобны для избирателей, сколь достаточны по площади?

На территории избирательного участка № 115, где живёт автор, определено место «Дворовая территория между домами 15 и 17» на улице Матвеева. И сразу возникают вопросы. В избирательный участок входит 22 дома (то есть полторы-две тысячи квартир), сам участок примерно пополам рассекает улица Матвеева. На участке расположены два магазина, остановка транспорта, и, казалось бы, разместить там места для агитационных материалов было бы максимально удобно. Но глава администрации с подачи Советской территориальной избирательной комиссии выбирает почему-то место на самой окраине участка. Впрочем, выбранное место еще удивительней. Дома № 15 и № 17 обращены друг к другу «спинами», то есть подъезды ни одного из них на эту так называемую «дворовую территорию» не выходят, пространство между домами используют автомобилисты для установки своих машин, кроме двух десятков автолюбителей сюда из двух с лишним тысяч избирателей сюда никто не заходит. И, самое главное, никакого места для размещения агитационных материалов на этой территории нет. В смысле совершенно. Даже остатков от некогда сломанного стенда не видно — да и кто будет здесь ставить какой-то стенд?

Следующий — участок № 114, информационные щиты у входов в подъезды дома № 34 по улице Приборостроительной. Обычный многоквартирный дом, на дверях каждого подъезда — щиты. Все бы хорошо, но двери во всех подъездах распахнуты, и щиты оказываются обращенными к стене, разглядеть их невозможно.

Попробуем перейти на какой-нибудь другой избирательный округ. Избирательный участок № 110, информационный щит у входа в 1-й подъезд дома № 1 по улице Андрианова. Уважаемый ТИК, уважаемая администрация города, ну объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно 1-й подъезд? Дело в том, что дом построен на достаточно большом склоне, и вход в первый подъезд находится на двухметровой высоте над землей. Для того чтобы попасть туда, нужно подойти к четвёртому подъезду, а уже от него по эстакаде идти к первому. Вы можете себе представить, что жители окрестных домов будут идти по проложенному вами маршруту? Ручаюсь, что даже жильцов последнего подъезда к этому «удобному» месту не затянуть.

Участок 107, информационный щит на дворовой территории дома 32 по улице Пожарной. Сама по себе дворовая территория невелика и, естественно, полностью заставлена машинами. Никаких следов информационного щита нет, если, естественно, не считать мусорного контейнера с белой надписью «Пожарная 32»…

Участок 106, «отдельно стоящий информационный щит во дворе жилых домов № 19, 21» на улице 8 Марта. Вообще-то двора домов 19 и 21 опять же нет: дом № 21 стоит к дому 19 «спиной» и, соответственно, имеет двор с домом № 23. Но зато перед домом № 19 встречаем первый информационный щит. Не очень большой, но на очень удобном месте — мимо него проходят жители практически всех домов. И, естественно, этот щит заклеен в несколько слоев объявлениями о продаже, покупке, сдаче квартир и т. д. Понятное дело, в случае размещения на этом щите агитационных листовок или материалов избиркомов, все они в тот же день будут заклеены, причем, возможно, в несколько слоев.

А что делается в других районах?

Вот Заводской район. На избирательном участке № 54 должен находиться информационный щит во дворе дома № 99 по улице Нормандии-Неман. Большой и достаточно зелёный двор, оборудована детская площадка, есть лавочки. А вот никакого информационного щита нет. В смысле совершенно. Нет щита и во дворе дома № 10 на той же улице Нормандии-Неман.

Двор домов № 41 и 43 по улице Советской в Железнодорожном районе — самый, пожалуй, благоустроенный, детишкам, играющим на детской площадке, можно только позавидовать. Но места для размещения печатных агитматериалов нет: все материалы клеятся прямо перед подъездами.

В Северный район, каюсь, не поехал — побоялся замёрзнуть. Но и увиденного вполне хватило. Всего было осмотрено около двадцати избирательных участков. Отдельно стоящий щит был обнаружен только в одном месте. Информационные щиты перед подъездами имеются, но они иной раз не превышают размера стандартного листа (как, к примеру, на доме № 5 по улице Игнатова), и разместить на них все материалы просто не удастся. Таким образом, можно с уверенностью сказать: работа территориальных избирательных комиссий и администрации города носила абсолютно и заведомо формальный характер, установленные законом права граждан «на получение и распространение информации о выборах» нарушаются практически на территории каждого избирательного участка.

Впрочем, избиркомам сейчас не до того: они заняты тем, что убирают «ненужных» кандидатов, чтобы расчистить нужным дорогу к заветному депутатскому мандату.

Эх, выборы, выборы, все депутаты разные…

Дмитрий Краюхин.
Информационно-аналитическое агентство «ЦентрРус».
(Специально для «Красной строки»).

Редакции газеты «Красная строка» и ИА «ЦентрРус» просят прокуратуру и Муниципальную избирательную комиссию Орла рассматривать данную публикацию как официальный запрос — будут ли до дня голосования на каждом избирательном участке оборудованы в полном соответствии с законом места для размещения агитационных и информационных материалов.