Красная строка № 14 (236) от 19 апреля 2013 года

Хранят легенды память о былом…

В начале апреля издательство «АПЛИТ» ограниченным тиражом выпустило в свет сборник «Легенды Орловского края», в который вошло 44 легенды, бытующих на территории Орловской области. Составитель сборника — Станислав Рыбаков. Книга иллюстрирована графикой орловского художника Марии Черченко, литературным редактором выступил известный орловский журналист Александр Вылугин.

Помимо хорошо известных легенд, связанных с нашей областью — о разбойнике Кудеяре, Илье Муромце, Кукше или основании города Орла, в сборник вошли мало известные широкому кругу читателей повествования. Например, выясняется, что тема разбойников была очень популярна в фольклоре, а некоторые из «романтиков ножа и топора» выступают аналогами известного английского разбойника Робина Гуда. У нас же это — разбойник Тришка Сибиряк, выступавший в защиту крестьян. Впрочем, Кудеяр и Тришка Сибиряк — не единственные разбойники, предания о которых сохранила молва.

Также народная память хранит легенды об орловских реках, наделяя их человеческими качествами и судьбами. Видимо, это связано с особым их почитанием в языческие времена. Например, в сборник вошли истории о красивой и коварной речке Болховке, которая пострадала за свою любовь, или о реке Общерице и ряд других.

Особое место в сборнике отводится православию и его появлению на территории Орловщины. Несомненно, главное место в этом ряду занимают предания о Кукше. В них рассказывается о тех чудесах, которые он явил и которые, в конечном итоге, убедили вятичей принять крещение, отказавшись от язычества. Или, например, история исчезнувшего монастыря — о мужественном противостоянии монахов кочевникам. Но, пожалуй, самая грустная из всего этого ряда — легенда о храме в селе Критово, который был взорван во времена воинственного безбожничества в 30-е годы прошлого столетия, и о каре, которая постигла за содеянное село и его жителей.

Народная молва сохранила рассказы и о призраках, которые будто бы населяют нашу губернию — богатырь на белом коне или, например, призрак учителя де Бланжа в Сурьяновском лесу Болховского района, который призывает путников идти с ним на суд Божий…

Но во всех легендах орлов­ской земли, как писал еще в начале ХХ века известный орловский краевед А. Юрасовский, «просвечивается одна неизменная черта: народная память почти исключительно останавливается не на светлых рельефах прошлого, а на его тенях. Из памяти народной время вытравило все то, что приносило ему добро; но то, что приносило ему зло, крепко заседает в народной памяти».

Впрочем, в этом правиле есть и исключения. Некоторые легенды не грустные или страшные, а поучительные и ироничные. Например, рассказ о том, как помещик русло реки поменял, или «Спорная земля». Они повествуют о хитрости и упорстве, которые проявляли крестьяне или помещики при решении своих вполне обыденных проблем.

Ради справедливости отметим особую роль наших земляков в сохранении этого пласта народной культуры. Это историки и краеведы конца XIX — начала ХХ веков М. Лисицын, Г. Пясецкий, А. Юрасовский. А также наши современники В. Агошков, И. Александров, В. Амиргулова, В. Аниканов, Е. Ашихмина, В. Белозерова, А. Злобин, В. Константинов, С. Краснощекова, Г. Лазарев, А. Лысенко, В. Переверзев, А. Полынкин, Н. Родичев, Н. Сапрыкин, С. Федоров…

К сожалению, в сборнике нашла отражение только малая часть преданий — по сравнению с тем, что хранит народная память и передает из уст в уста. Этот пробел необходимо восполнять, так как с уходом людей постепенно развеивается и память о былом…

Василий Петров.