Зелень можно не только «рубить», но и сажать

Недавно в молодёжном центре «Полёт» состоялась XIII международная ярмарка молодёжных инициатив «Орёл-2012». Проходила встреча «с участием представителей субъектов РФ, входящих в состав Центрального федерального округа, и стран СНГ». По идее, такое мероприятие — просто лакомый кусочек для структур, занимающихся «молодёжкой», ведь у них с инициативами и проектами всегда напряжёнка. Учитывая, что именно молодёжь смотрит в будущее («взрослые», заполучив уютные кресла и офисы, как-то быстро о нём забывают, особенно для других), форум должен был всколыхнуть народ, вызвать горячие обсуждения и жгучий интерес, ведь внятной идеи развития у нас нет. Увы, кто надеялся, так и отправился обивать пороги, а кто пиарился для галочки… Ну, вы понимаете.

И всё же: чем «торговали» наши молодые активисты-общественники? Были ли «годные», продаваемые проекты? На мой взгляд, были. Лично мне наиболее реальным и перспективным показался проект «Орел — зеленый город» (ниже объясню почему). Автор и руководитель проекта, Ярославна Долина, рассказала о нём подробнее.

— Слава, вы представляете в Орле межрегиональную общественную организацию ЭКА. Что это за «зверь» и каковы цели вашей деятельности?

— Идея была в том, чтобы запустить в России мощный экологический проект, сделать жизнь лучше и чище. Наше название расшифровывается как «экологичный, красивый, альтернативный мир». Суть — не просто бороться за экологию, но предлагать и внушать людям позитивную мысль об альтернативе. Альтернативе тому образу жизни, который люди ведут. Ведь, например, мусорить люди не перестанут. Но можно делать это как попало, а можно мусор сортировать и подвергать вторичной переработке. И делать из него нужные, но экологически чистые вещи.

— Например?

— Например — визитка, которую я вам дала. Она сделана из продуктов вторичной переработки. Если вы ее оброните где-нибудь, природа легко ее «переварит». Другие продукты, которые мы предлагаем, — экологичные пакеты, например, или модные сумки. Они из льна. Мы дарим их нашим друзьям, в частности школьникам, участвующим в экопроектах. При этом предлагаем ребятам самостоятельно их разрисовать и потом носить уже «эксклюзивные» модели…

— Экология, конечно, дело серьёзное, но сумки, пакеты… Похоже на «липовые» акции типа запуска фонариков или раздачи ленточек. Что вы, как представитель «федералов», можете предложить более существенное?

— Так это же подарки! У нас их много ещё — экологически чистая косметика, бижутерия, магниты… Это лишь доказательство того, что мы не голословны, что проект имеет практическую пользу. А суть — как раз в больших, масштабных проектах.

— Вроде «Зелёного города»?

— Именно. Это не модный флешмоб или разовая акция, это многолетний большой проект по улучшению нашей с вами жизни. Я в ЭКА уже несколько лет, и мы каждый год проводим мероприятие «Больше кислорода» — вместе со школьниками высаживаем деревья. В этом году будем улучшать экологию под лозунгом «Не сажай печень, посади дерево». Ребятам нравится, ведь мы не просто весело проводим время на свежем воздухе, но и изучаем основы экологии. Это отдельное образовательное направление нашей работы. Это лишь две темы, которые уже действуют. Про переработку мусора я уже говорила. Но одно дело — получать подарки из Москвы, а совсем другое — создать переработку вторсырья у нас. Из него делают не только пакеты и сумки, но и игрушки, дет­ские бассейны, товары типа «всё по 36 рублей»… Опыт Белгорода, Брянска, Курска и других городов показал, что предприятие будет выгодно всем: и людям, и бизнесу, и власти. Ещё наша мечта — организовать в Орле велодорожки и построить как можно больше велопарковок. Проблема ведь не в том, что люди не хотят или им негде кататься. Горожанам просто не хочется бросать велосипеды как придётся. Позже хотим выйти на велотуризм, очень популярный в мире…

— И полезный. Получается, тема здорового образа жизни — тоже ваша? Но мне кажется, что никакие дорожки и переработки не помогут, если у людей в голове не Орёл, а «Орлец»? Помните «теорию разбитых окон»? Если человек идёт по грязной улице, мимо брошенного здания с разбитыми стёклами, и ему вдруг захочется поднять камень и запустить его в уцелевшее окно, он почти не будет мучиться совестью. Ведь всё вроде как уже разгромлено… Другое дело, когда улица чистая и зелёная, здание функционирует, вокруг люди гуляют.

— Конечно! Я могу вам сказать, что проблема здорового образа жизни и красивого альтернативного мира как раз и начинается с изменения сознания. В один день, конечно, город наш не изменить, но мы сделали первый серьёзный шаг: я от лица ЭКА предложила администрации Советского района, мэрии города Орла, всем заинтересованным горожанам восстановить сквер «Орлята». Это возле магазина «Орёл». Вроде такое место видное, а там бурьян и старые, полумёртвые деревья.

— И что же начальство, ухватилось за идею или, как обычно, сунуло под сукно?

— Нет, в целом идею одобрило. Пока не могу сказать точнее — хожу, согласовываю. Пишу письма с просьбой поддержать инициативу общественности. Никто не возражает, многие обещают помочь. Есть даже спонсоры. Но сейчас главное — договориться с мэром и городской администрацией. Проблема в том, что эта земля числится как муниципальная территория. Надо перевести её в разряд скверов и назначить ответственных за последующий уход. Может быть, «Коммунальник». Но мне кажется, проблема, возможно, в том, что это первый опыт такой — отдать довольно большую территорию на откуп гражданам, общественности под сквер.

— Ну да, возле автовокзала, например, вместо скверика будут возводить тотем «Макдональдса»…

— Тем более что проект, я на этом настаиваю, раз он общественный, должен быть прозрачным на всех этапах: кто делает, кто отвечает, кто партнёры и спонсоры, куда пошли деньги… Люди есть, они готовы, им нужна только ясность в отношениях.

— Согласен полностью с вашей позицией, но вернёмся к здоровому образу жизни. Что ещё в планах?

— Спортивные площадки. Эта тема не раз звучала, но мы решили её наконец-то воплотить в жизнь. В городе столько пустырей…

— Точно! Кстати, могу подсказать один — тот, что остался от бывшей спортплощадки ОГУ, на МОПРа. Ведь и смех, и грех — идёшь мимо Комсомольского парка, а там между пешеходами, в кучу, и студенты с физкультуры круги нарезают, и в футбол местные ребята играют, и мамаши с колясками, и народ с собаками. А поле в ста метрах зарастает. Это, правда, территория вуза…

— Это не страшно, мы готовы сотрудничать со всеми. Тем более что вопрос не будет стоить астрономической суммы, было бы желание… Но самый значимый, наверное, ЭКА-проект — организация экологического туризма в нашей области. Это уже не просто починка «разбитых окон», это многолетняя прибыльная для области инициатива. Все эти направления и составляют суть проекта «Орёл — зелёный город». Сегодня в федеральную экопрограмму включились пока только мы и Челябинск. Но там руководство уже действует, рекламируя свой город как самый чистый город России. Мы, в Орле, не хотим уступать.

— Что же, замыслы перспективные. А что с реальными делами, помимо сквера «Орлята»?

— Вот буквально на днях, 28 апреля, вместе с управлением лесами Орловской области проведём День посадки леса в восьми (как планируется) районах области. Посадим тридцать тысяч саженцев. Брянск, правда, высадит пятьдесят тысяч, но ведь мы только начали. А на лето запланирована акция по облагораживанию околодомовых территорий в Заводском районе. Будем чистить, сажать деревья. То же самое — в городских школах. Но вместо саженцев будем сеять семена.

— Очень хочется, чтобы у нас всё это осуществилось. Успехов вам! И удачи!

Вот таким получился разговор. И по его окончании мне вспомнилась декабрьская эпопея с брендом города Орла. Помните? Пригласили специалистов, несколько дней заседали… В итоге родилось четыре варианта:

• Орел — город-гнездо. Место, где уютно, тепло и хочется отдохнуть. То место, где взращиваются настоящие орлы.

• Орел — творческий инкубатор. Большое количество творческой молодежи, которую необходимо направить в созидательное русло.

• Орел — летающий город. Восходящие потоки на склоне Среднерусской возвышенности создали уникальные условия для развития планеризма, парашютного спорта и обучения вождению индивидуальных летательных аппаратов. Орловский аэроклуб много лет был известен на весь мир. Вернем былую славу крылатому имени города на крыльях малой авиации!

• Орел — литературная столица, которая не только славится своим историческим прошлым, но также проводит крупнейшие литературные форумы, ярмарки и так далее.

Пожалуй, на бренд именно города смог бы претендовать лишь последний. Но он и достаточно сомнителен. Во-первых, нельзя войти дважды… Кроме того, Тургенев, например, Орловщину не любил, остальные бывали здесь лишь наездами («в деревню, в глушь!»), и помимо Леонида Андреева, по гамбургскому счёту, нам прикрыться некем. Я бы лучше предложил бренд «Орёл — город Ермолова». Вот это Имя!

Во-вторых, не видно перспектив, как нам выбиться в литературные лидеры. Это проблема вузов, а с ними положение не ахти. Деньги деньгами, но на роль культурных и интеллектуальных центров они пока не тянут. Кстати, бренд «Орёл — город-университет» тоже сильнее «творческого инкубатора». Английская и американская практика показывает, что это выгодное дело. Но дело надо делать, а кому?

Константин Гаранин наметил очень значимую идею «медленного города», то есть «города, стремящегося к размеренной, неторопливой жизни в окружении живой природы». Опыт мировой практики показал и высокий экономический потенциал подобной стратегии. Именно поэтому проект «Орёл — зелёный город» меня заинтересовал.

Давайте и вправду задумаемся. Если выйдем на улицу, утопающую в зелени… Если пройдём мимо наполненных молодыми ребятами спортплощадок… Если на светофоре постоим вместе с толпой иностранцев и пропустим редкие машины и многочисленные группы студентов-велосипедистов… Если выйдем к величественно-монументальному памятнику генералу Ермолову у Александровского моста… Если… Сможем ли мы тогда через губу презрительно протянуть: «Орле-е-ец…»?

Андрей ДМИТРОВСКИЙ.

самые читаемые за месяц