ЖКХ — это прежде всего люди…

Так получилось, что через день после «круглого стола» в обществе «Знание» похожая тема — о защите прав потребителей в жилищно-коммунальном хозяйстве — обсуждалась на консультационном совете по защите прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по Орловской области. Но тогда к общественникам никто из власти и контролирующих органов не пожаловал, и сюда общественные организации тоже почему-то не пригласили. Жаль. Ведь, как подчеркнул зам. руководителя управления орловского Роспотребнадзора А. П. Румянцев, без диалога со всеми заинтересованными сторонами выработать единую стратегию защиты прав потребителей не удастся.

Хорошо хоть пригласили ряд управляющих компаний. Но, опять же, их первые лица не пришли, отправив на разговор о взаимоотношениях с потребителями в основном экономистов.

Между тем, насколько высоко сегодня социальное напряжение в этой сфере, убедительно прозвучало в выступлении начальника отдела защиты прав потребителей управления Рос-потребнадзора О. А. Гавриловой. Если в 2007 году в управление поступили 44 такие жалобы по ЖКХ, то в 2009-м — 139, а за текущий год, еще не переваливший и середины, — уже более 150. А ведь огромное число заявлений идет и в другие ведомства. Все это свидетельствует о серьезных перекосах в формировании рынка услуг ЖКХ в Орле и в области.

Наиболее характерные нарушения, по словам Ольги Алексеевны, в том, что управляющие компании не предоставляют полной и достоверной информации о жилищно-коммунальных услугах; не заключают договоры управления с каждым собственником жилого помещения. Зачастую в эти договоры включаются условия, ущемляющие права потребителей. Жилищно-эксплуатационными организациями не соблюдается установленный порядок начисления и оплаты услуг, не выполняются обязанности по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов.

Анализ обращений граждан показал, что больше всего вопросов возникает по применению метода расчета и размера оплаты коммунальной услуги «электроснабжение мест общего пользования». Специалистами территориального управления Роспотребнадзора в текущем году дано 22 заключения по искам неимущественного характера, поданным жителями Орла и области к управляющим компаниям, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о неправомерности способа начисления оплаты стоимости этих услуг. По результатам рассмотрения, судами вынесены решения об удовлетворении исковых требований по 21 иску.

В прошлом году управление Роспотребнадзора обращалось в Северный районный суд Орла с исковым заявлением о защите неопределенного круга лиц и признании противоправными действий ЗАО «ЖРЭУ № 4» по применению метода расчета и размера оплаты коммунальной услуги «электроснабжение», не предусмотренного действующим законодательством. Однако суд отказал в иске, мотивируя тем, что оспариваемые действия ответчика не могут регулироваться нормами закона «О защите прав потребителей». Кассационная инстанция оставила это решение в силе. Такой прецедент, к сожалению, затрудняет подачу подобных исковых заявлений, несмотря на то что количество жалоб, связанных с данной проблемой, растет.

По иску Роспотребнадзора в отношении неопределенного круга потребителей Верховский районный суд признал противоправными действия муниципального унитарного предприятия «Теплосервис» в п. Верховье, ООО «Теплосеть», управляющих компаний «Взаимность», МУП «Жилводоканалсервис» по прекращению подачи горячей воды и обязал ответчиков возобновить оказание этой услуги.

Жительница пос. Зареченского Орловского района с помощью специалистов Роспотребнадзора добилась прекращения периодических отключений холодной воды в ночные часы. Иск рассматривал федеральный суд Орловского района, который признал действия ООО «Водсервис» (исполнитель коммунальной услуги) незаконными.

Сейчас на рассмотрении в суде иск в защиту нарушенных прав жительницы Орла и признании противоправными действий ООО «Каскад — модульные технологии» в связи с отключением электроснабжения и начислением платы за коммунальные услуги до приобретения права собственности на квартиру.

Зам. начальника управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Л. И. Зюзина также отметила нарастающий поток жалоб в сфере ЖКХ. Сегодня нагрузка на сотрудников управления в связи с этим достигает 258 процентов. Объем работы практически непосильный, что, несомненно, влияет на качество рассмотрения обращений. Однако не только это ограничивает возможности государственных инспекторов. По нынешним требованиям проверка должна ограничиваться строго в объеме заявления обратившегося. К примеру, собственник жалуется на холод в квартире, проверяющие констатируют температуру внутри помещений конкретно этой квартиры — и все. А вот выяснять, как у других, в чем причина, кто виноват, — нет полномочий. Тогда как раньше все это было обязательным.

— Тем не менее, — считает Лидия Ивановна, — хорошо хоть то, что контроль в сфере услуг ЖКХ (и он, пожалуй, — единственный) осуществляется без согласования с прокуратурой. Можно откликнуться на любое заявление.

В. С. Полесин, зам. директора ФГУ «Орловский центр стандартизации, метрологии и сертификации», сообщил, что в области сейчас используется более 150 тыс. счетчиков класса точности 2,5, которые уже давно должны быть заменены. Существует даже специальная областная программа по их замене, сроки которой истекают. Однако работы еще непочатый край.

Раньше, по словам Виктора Сергеевича, приборы учета энергетическими компаниями менялись безвозмездно, жителей просто ставили в известность, что у них новый счетчик. Сейчас же установка производится за счет владельцев квартир, что для бюджета многих семей болезненно. Причем энергетики лоббируют дорогостоящие приборы, которые завозятся со стороны, хотя у нас в Орле есть своё производство.

Полесин обратил внимание и на низкое качество поставляемых потребителю ресурсов. Так, ЦСМ проводила сертификацию качества электроэнергии, поставляемой ОАО «Орелобл-энерго». Замеры показали, что во многих случаях она не отвечает должным параметрам, потому и горит дорогостоящее оборудование, бытовая техника.

Председатель областного общества потребителей А. В. Сотникова считает, что управляющие компании, получив в наследство коммунальное хозяйство, не поняли, что они все-таки должны работать с людьми. Отсюда нежелание информировать население о принимаемых решениях, игнорирование требований собственников о предоставлении информации по управлению домом. Нередко, когда собственники просят направить на дом электрика, в ответ слышат: «У нас большая загрузка. Неизвестно, когда придем». Как так можно относиться к просьбам своих работодателей? А сколько жалоб на то, что невозможно дождаться представителя управляющей компании, чтобы составить акт, когда соседи залили квартиру.

Немало домов, в которых живут в основном пенсионеры, среди которых нет особо активных, они не знают, как организоваться. К таким домам управляющие компании должны быть особенно внимательны. Но подход пока один: платите сколько скажут.

Представитель ЗАО «ЖРЭУ-1» С. Ю. Белякова признала, что число жалоб, которое приводилось на заседании, действительно лишь малая часть из большого потока, идущего от жителей. Между тем надо учесть и то, в каком виде приняли управляющие компании жилой фонд: большинство домов 50-х годов постройки, требуют капремонта. Но управляющие компании работают с теми средствами, которые собирают жители.

Попасть в федеральную программу капремонта непросто. Так, из 20 домов от ЖРЭУ-1, принявших решение о капремонте, деньги в этом году получат только три.

В разговор снова вступила Л. И. Зюзина, посетовав, что люди не понимают, что времена изменились, они теперь собственники и все в доме должны делать сами, на свои средства. А жильцы все спрашивают: «Я сорок лет платила на ремонт, где мои деньги?».

По мнению Лидии Ивановны, наша модель реформирования ЖКХ скопирована из-за границы. Но там никогда не было в жилых домах по 280 собственников. Один, от силы — два, три. Они могут между собой договориться. А у нас те, кто живет на верхнем этаже и страдает от протекающей крыши, предлагают принять решение о ее ремонте, жители же нижних этажей говорят: у нас сухо, мы не будем собирать деньги, нам нужно благоустройство.

Эмоционально говорила Лидия Ивановна и о проблеме электроснабжения мест общего пользования. По ее словам, на вопросы про ЭМОП приходится отвечать с утра и до вечера. А вот поставщики электроэнергии ничего даже не объясняют людям, в ИНТЕР РАО ЕЭС и разговаривать с ними не хотят. Установили у ввода в дом свой счетчик класса 1, который даже зарядку сотового телефона фиксирует, а у жильцов — остались класса 2,5. Энергетики подошли к своему прибору учета, сняли показания, а вы как хотите…

Была у Л. И. Зюзиной и приятная информация. По ее сведениям, многочисленные обращения в вышестоящие организации подтолкнули к тому, что в верхах рассматриваются и, наверное, осенью будут приняты дополнения в закон об административных правонарушениях, которыми предусматривается ответственность управляющих компаний за несвоевременный перерасчет платы за некачественное предоставление услуг. Это упростит возможность потребителям защищать свои права в судах.

Участвовавшие в заседании сошлись во мнении, что было бы правильно, если бы снабжающие организации доводили свои ресурсы непосредственно до потребителя. Тогда бы ушла половина жалоб из этой сферы. Правда, мнение снабжающих организаций по этому поводу не спросили, договорились пригласить их в следующий раз.

Иван САВЕЛЬЕВ.

самые читаемые за месяц