Воспоминания во имя будущего. Проект «Диалог поколений»

— Среди нас, молодых, распространен стереотип: разговаривать с пожилыми нам не о чем. До поры до времени так думала и я, — призналась одна студентка.

— Да разве они нас слушают?! — сетуют бабушки и дедушки. — Они и живут по-своему. Мы для них устарели.

Так что же, непреодолимая пропасть? Но ведь все мы, и старшие, и юные, живем в одной стране, которую любим. И хотим, чтобы она была сильной и доброй к своим гражданам, чтобы всем жилось счастливо.

— И это объединяет разные поколения в большей степени, чем их разъединяют другие моменты, — считает Татьяна Михайловна Кононыгина, председатель правления областной организации общества «Знание». — Важно взаимопонимание между разными поколениями, а оно возможно прежде всего через общение, межпоколенческий обмен. Общение, где нет места конфликтам. Такой благодатной почвой является совместное обучение.

Именно общению во имя взаимопонимания посвящен новый проект орловского общества «Знание» под названием «Диалог поколений».

Этот проект получил президентский грант. И уже началась его реализация.

Одно из первых мероприятий в рамках проекта — информационно-обучающий семинар «Воспоминания во имя будущего». Его участники — люди, работающие в образовательных учреждениях для пожилых, и студенты, которые рассчитывают после вуза заняться именно этим видом деятельности.

Какое место занимают в образовательной работе с пожилыми их воспоминания? Как эту работу строить и как она воздействует на человека? А зачем они, воспоминания постаревших людей, нужны нашей молодёжи? И нужны ли?..

— У современной молодежи есть несомненный интерес к прошлому своей страны, — утверждает Татьяна Михайловна (она, между прочим, не только основатель и руководитель народного университета третьего возраста, но и ректор института «Знание», в котором учится преимущественно молодежь, а также занимается со студентами Орловского института искусств и культуры). — Этот интерес — один из факторов, объединяющих старшее и молодое поколения. А воспоминания людей почтенного возраста помогают лучше узнать прошлое. Судьба каждого человека — это частица истории страны, живое свидетельство времени. Из отдельных фактов биографии разных людей складывается общая картина, наполненная лицами, горестями, улыбками.

Кононыгина познакомила участников семинара со сложившейся в последние годы в России системой геронтообразования, т. е. обучения пожилых (кстати, термин введен в обиход Татьяной Михайловной, одной из первых в стране защитившей диссертацию на эту тему), с образовательными программами для пожилых, со способами работы с воспоминаниями. Ей есть чем поделиться с практиками и будущими специалистами: в орловском «Знании» накоплен богатый опыт. Недаром совсем недавно Кононыгину пригласили в независимый теперь Узбекистан на солидную конференцию «История и самосознание» — поучить местных герагогов секретам практической работы с воспоминаниями в образовательных учреждениях для пожилых людей.

Между прочим, контакты с узбекскими энтузиастами геронтообразования уже имеют довольно прочную основу, и в орловском «Знании» зреют проектные идеи: создать международную сеть по работе с воспоминаниями (в границах прежнего Советского Союза), подготовить международные издания с изложением разных взглядов на исторические события, организовать образовательные поездки в страны бывшего СССР, вести совместное обучение герагогов (последний пункт на днях уже начинает становиться реальностью).

А пока участники семинара, изрядно подпитавшись теоретическими познаниями, приступили к практическому освоению разных форм работы. Ведущая семинар специалист областного «Знания» Татьяна Валентиновна Кудрявцева предложила опробовать на себе два способа: интервьюирование и «разговорное кафе». Между прочим, Татьяна Валентиновна нашла, можно сказать, несколько неожиданные признаки, являющиеся общими для старшего и молодого поколений. И те, и другие в большинстве своем не являются налогоплательщиками: одни как пенсионеры, другие — учащиеся и студенты. И еще общим, объединяющим моментом, по ее мнению, является желание общаться.

Что и подтвердилось, как только разбитые на пары до сего дня незнакомые люди приступили к интервью. Независимо от возраста все азартно старались не ударить в грязь лицом и узнать о партнерах за отведенные 10 минут как можно больше.

А в эмоциональных воспоминаниях, которые пробудила тема «разговорного кафе» «Кумиры моего детства» вообще сложно было провести возрастную грань. Судите сами:

— Я очень много читала в детстве и юности. Идеал складывался от книги к книге.

— Саня Григорьев из каверинских «Двух капитанов» меня восхищает до сих пор. Хотя бы раз в год я перечитываю роман.

— В детстве меня покорил образ сказочной Василисы Премудрой: красавица, умница, всем помогает.

— А для меня идеалом был Шерлок Холмс.

— Не могу назвать «самого-самого» героя. И у Пушкина, и у Лермонтова, и у Тургенева их находила. И на всех хотелось быть похожей.

Попробуйте угадать, какому возрасту принадлежит то или иное высказывание. Будто собрались единомышленники-ровесники. А между прочим, среди них и Валентина Ивановна, золотого, скажем так, возраста, и Лена, всего год как кончившая вуз, и студенты Юля и Виктор.

Однако нотка несогласия все-таки прозвучала. Юная Катя решительно заявила:

— А у меня в детстве не было идеала. Мой дедушка говорил мне: «Не стремись быть похожей на кого-то — потеряешься. Надо быть самой собой». И вообще мне больше нравится общаться не с книгами, а с живыми людьми.

Ну что же, живые люди, так живые. Когда заговорили о них, оказалось, что девушки и юноши выросли в новой России, отвергнувшей прежний общественно-политический строй, прежние идеалы, да и мораль, — они считают примером для себя конкретных представителей старшего или близкого к старшему поколения.

Лена: «В студенческие годы я восхищалась преподавателем Анной Дмитриевной Абашиной. Она умела любить всех студентов. До сих пор восхищаюсь профессором Валентиной Петровной Якуниной. Она понимает современную молодежь, всегда старается помочь. Она многого достигла. Несмотря на возраст, следит за собой, выглядит отлично, растет дальше в познаниях, в творческом плане».

Виктор: «Для меня идеалом всегда был отец. Военная выдержка, умение разрешать конфликты, гуманность».

Вика: «У моего дедушки было очень тяжелое детство. Он сам всего достиг, стал уважаемым человеком, большим начальником. Я всегда равнялась на него. Мечтаю быть похожей на дедушку».

Таня: «Наш учитель истории поражал своей энергией и умением дать нам знания».

И как бальзам на душу старшим участникам разговора — откровения студентки Юли:

— Не надо навязывать нам свои предпочтения. Мы сами к этому придем. Мы сумеем отличить хорошее от плохого. И обязательно сохраним память о подвиге старших поколений. Нельзя говорить, что нынешняя молодежь — не патриоты. Мы гордимся своей страной. Мы ценим её прошлое, но живем настоящим и немного страшимся будущего.

Конечно же, после таких признаний старшие участники семинара были единодушны:

— Как будто в мире посветлело…

Итак, молодые и пожилые понравились друг другу. Диалог состоялся.

Светлана Дьячкина.